?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Двуязычие

Двуязычие моё, косноязычие,
Доходящее порой до неприличия.
Подзабыла, растеряла свой родной,
Внутривенно не усвоила другой.

Примиряю вас, ревнующих друг друга,
Вас, входящих без приветствия и стука,
Перепутавших мне мысли и житьё
И двуличие чеканящих моё.

Двуязычие моё, моё отличие,
Неприкаянность моя, уже привычная.
Их обоих полюбила – быть войне,
Коль взаимностью не отвечают мне.

Не отчаялась – прилежной ученицей
По крупицам собираю, по страницам
То, что было, то, что будет. Между строк
Мне однажды будет выдан чистый слог.

Элина Рохкинд. Родилась и выросла в Кишинёве (Молдова), где получила образование переводчика. С 2000 года живет в Нью-Йорке.

Двуязычие

Несколько языков дают несколько картин мира

Еще Людвиг Витгенштейн писал о том, что «мир человека таков, каков его язык». Язык в большой мере определяет то, как мы смотрим на мир и как его воспринимаем. Согласно гипотезе Сепира — Уорфа (гипотезе лингвистической относительности), которую сегодня активно обсуждают в науке, язык влияет на наше мышление и процесс познания. Поэтому когда человек знает больше, чем один язык, у него есть несколько картин мира. Это несопоставимо более богатая жизнь.

Изучать иностранные языки нужно не потому что это полезно для путешествий - сейчас можно обойтись английским, - а потому что, проникая в другой язык, вы проникаете в другие миры. Зачем люди учат латынь, древнегреческий, шумерский? Ведь этих шумеров, древних греков и латинян давно нет. И все же, представить себе, в каком мире они жили, можно, изучив их языки. Владение языком - это не вопрос технического благополучия, когда можно в Китае пойти в магазин и сказать правильные слова. Дело не в этом, а в том, что вы расширяете свой мир.

Любое обучение меняет мозг. А когда мозг учится, в нем увеличивается количество и качество нервных связей, эффективность серого и белого вещества растет. Поэтому независимо от того, чем этот мозг занят, решает ли он простые кроссворды, ято конкретному человеку кажется трудной задачей, или доказывает сложные теоремы, которые в качестве умственной работы подходят совсем для других людей, это улучшает мозг. Это актуально в любом возрасте, поскольку нейронная сеть развивается каждую секунду.

Мозг меняется всегда, даже в 90 лет. Изучение иностранных языков в этом смысле чрезвычайно эффективно благодаря переключению кодов. Когда вы переходите с одного языка на другой, для мозга это очень трудная работа. А трудная — значит хорошая.

Конечно, чем моложе мозг, тем он пластичнее, то есть, тем более способен к обучению и изменению, поэтому чем раньше человек что бы то ни было начинает изучать, тем больше от этого толку. В отношении иностранных языков это втройне так. Это не значит, что во взрослом возрасте этим не стоит или нельзя заниматься, просто в детстве такие занятия намного эффективнее.

Канадские ученые провели эксперименты, показавшие, что люди, знающие больше чем один язык, отодвигают потерю памяти на несколько лет за счет развития нейронных связей. Когда человек владеет несколькими языками, у него интенсивнее работает нейронная сеть. Мозг в таком случае будет более сохранен. Это отодвигает теоретически возможное снижение интеллектуальных способностей, в том числе, снижение памяти.



Comments

( 1 comment — Leave a comment )
denial_01
Apr. 3rd, 2017 09:04 pm (UTC)
люди, знающие больше чем один язык, отодвигают потерю п
...лично билингв с детства!
И вот уже более тридцати лет изучаю английский, а сказать два слова с англофоном - ни в зуб ногой! Целая англобиблиотека, кассеты, диски, аудио- и видео- тека; месяцами ходил в наушниках с англотекстами... Всё в холостую!
Просто удивительно.
( 1 comment — Leave a comment )