?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интересная дискуссия

На одном из форумов русских американцев (http://www.russianday.com/fqarnu/message.asp?msd=11873) открыта тема: "Учиться учиться и учиться".

"Это не лозунг "вождя мирового пролетариата" актуальный на "заре советской власти". Понимать это над о так. Надо учиться, учиться и потом учиться. Поясняю. Дело в том, что все методики обучения строятся на том, что человек УМЕЕТ УЧИТЬСЯ по факту своего рождения (по умолчанию :-). Так ли это? И да, и нет.
Да. Человек рожден с умением обучаться (как и с умением плавать), но со временем, нарабатывая отрицательные навыки (комплексы) это умение утрачивается (как умение плавать).
Я педагог и работаю с различными аудиториями, начиная от школьников и кончая преподавателями ВУЗов. И точно знаю, что умение обучаться прямо пропорционально возрасту.
Есть пословица: "Лошадь нельзя заставить напиться, её можно только подвести к воде".
Перефразирую: "Человека нельзя заставить учиться, ему только можно обозначить направление". Человек обучается сам, насильно это сделать нельзя. Ему можно рассказать, показать, объяснить, но обучаться он должен сам. САМ!
Наверное, надо, с младых ногтей, учить ребенка умению учиться, сейчас это пущено на самотек. Множество методик, разработаны для учителей и преподавателей, отвечают на вопрос: "Как учить", но нет ни одной которая бы объясняла: "Как учиться".
Обучение это работа и не из легких. Так почему же мы не обучаем этому детей?"

Четыре интересных комментария:

1. "А если говорить серьёзно, то уровень образования (общего и специального) понижается во всем мире."

2. "Современные учебники как раз учат и как учиться, и чему. В некоторых все так расжевано, что и возраст не помеха. Что действительно нужно - это желание засесть за учебу. Именно его отсутствие часто заставляет обращаться к учителям, а не учиться самим."

3. "Немного не так. Да, сейчас много учебников, но все они направлены на "вдалбливание" знаний (зубрежку) и нет ни одного, который бы учил "мыслить". Оригинальность мышления - это и есть "творчество".
Стериотипы нужны, но они создают постердственностей, стремящиеся быть "как все", а это проявление древнего, стадного инстинкта."

4. "Научить кого-то учиться, это также невозможно как и повысить IQ в чьеи-то чужои голове. Внимание и мыслительные способности никак не завистят от знаний, скорее наоборот. Можно провести такое сравнение: мышление - это скорость процессора и размер оперативной памяти, а знания - это software. Так вот: какой софт не клади на человека, его железо никак не улучшится. Умственные способности зависят от физиологических процессов в мозгу а не от того что хранится в памяти. Можно сказать что на 80% все зависит от генов, ну а остальное от образа жизни, экологии и т.д."

Мой комментарий. Именно! Нужно совершенствовать (тренировать) мозг, ускорять физиологические процессы, а не пытаться умолять или заставлять ученика что-то запомнить. Он этого сделать не сможет, так как по привычке, следуя различным неправильным школьным штампам, будет пытаться материал именно вызубрить - выучить наизусть. А большинству взрослых зубрежка не помогает, а только прививает ненависть к изучению.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
vjz1gjtlf
Nov. 24th, 2011 08:43 am (UTC)
Может быть способность к обучению и освоению новых навыков зависит от психического состояния самого человека? Допустим такую ситуацию - живет себе человек (неважно мужчина или женщина), со здоровым организмом, у которого, как говорится, "хорошо мозги варят". допустим, он знает свою работу, дома порядок, с людьми наладил добрые отношения, но есть одна беда - когда он (она) глядят утюгом свою одежду, то всегда оставляют какие-то морщинки и помятости. Что должно повлиять на этого человека, чтобы он наконец научился гладить вещи? "Пинки" друзей? навряд ли. Мужчина скажет, что это его фишка, иль под пиджаком помялось. Женщина скажет, что это ее "изюминка", или она юбку отсидела, или вообще "на себя посмотри". Мне кажется, что виной такому поведению является чувство комфортности. Нашему "подопытному" :) человеку просто комфортно его состояние, ведь никто не умер от его мятой вещи. А вот если бы у него не было этого чувства комфортности, а было чувство здоровой зависти, почему у других лучше чем у него; было шило в одном месте; наверно, главное, ФАНАТИЧНОЕ желание к обладанию тем, что он когда-то у кого-то видел и захотел себе того же или даже лучше. Наверно, когда все это есть , то появятся и инструменты, с помощью которых можно овладеть тем или иным навыком. Конечно, в 60 лет не начинают учиться на профессиональную балерину, вне зависимости от силы фанатизма, но ведь существует бесчисленное число навыков и умений, которыми люди владеют в повседневной жизни.
( 1 comment — Leave a comment )